Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности вы можете узнать у организаторов события.
Социолог Михаил Соколов расскажет, как управляют научной продуктивностью в Великобритании, Германии, России, США и Франции.
Наука в современном мире делается в недрах бюрократических организаций. Эти организации повсеместно управляются в соответствии с принципами менеджмента, требующими постоянной оценки полученных результатов и экономического стимулирования исполнителей. В случае с наукой, однако, реализация такой политики становится нетривиальной задачей: повсеместно признается, что только ученые могут определить качество работы в своей области, и, соответственно, администратор вынужден делегировать оценку коллегам оцениваемых. Что еще хуже, столь же общеизвестно, что ученые часто вольно или невольно заблуждаются, сознательно устраняя своих конкурентов или просто переоценивая свои идеи и недооценивая идеи всех остальных участников научного поиска. Только ученые – рассуждают администраторы – могут судить других ученых, но и на них при этом нельзя полностью полагаться.
В последние десятилетия большинство национальных академических систем стали свидетелями попыток продумать архитектуру административного мониторинга, которая преодолевала бы эти затруднения. Эта архитектура должна была бы обеспечивать систематическую оценку интеллектуальной «продуктивности», осуществляемую наиболее квалифицированными и беспристрастными экспертами. Источником значительной части действующих сегодня моделей такого мониторинга (опросные рейтинги университетов, показатели цитирования, оценки публикационной продуктивности) была социология науки, хотя ее представители не всегда с восторгом относятся к конкретным применениями изобретенных ими процедур.
Первенство в развертывании систем формальных оценок продуктивности принадлежит США, в которых, однако, они получили сравнительно ограниченное распространение на уровне отдельных университетов. Их повсеместное внедрение на национальном уровне было впервые осуществлено в Великобритании (RAE), а в настоящее время развертывается во Франции. Наконец, Россия, имевшая собственную предысторию такого мониторинга («аттестационные требования»), в последние годы включилась в его институционализацию с невиданным энтузиазмом.